Наташа Байдужа

Наташа родилась и выросла в Новосибирске. Училась на отделении живописи в Новосибирском Государственном Педагогическом Университете.
После переезда в Москву в 2011 году несколько лет работала ведущим дизайнером в студии Артемия Лебедева.
В 2015 году разработала собственный бренд рюкзаков Yeti.
В 2016 году училась на интенсиве по иллюстрации Виктора Меламеда в Британской Высшей Школе Дизайна.
С 2016 по 2021 год работала в различных проектах как приглашенный дизайнер и иллюстратор.
В 2020 году была издана книга Наташи «Вулкан, который злился».
В 2021 году окончила на курс для художников Анатолия Акуе.

Сейчас Наташа занимается живописью, графикой и текстильными коллажами.

«Люблю саму текстуру ткани, ее несовершенства, неидеальность, производственные маркировки, необработанные края. И я иду в этой любви до конца. Если мои работы могут быть неидеальными, неправильными, то и я сама могу себе это разрешить.
Никогда не делаю эскизы. Все должно происходить прямо здесь, на ткани. Часто сюжет рождается из вороха обрезков, которые случайно упали на стол.
Нет идеальной композиции, я специально ухожу от понятия «красиво, гармонично», позволяя себе делать что-то дурацкое, неправильное.
Обязательный пункт, ради которого я вообще делаю все на свете — это фан. Если мне весело от того что я делаю, и меня веселит сам процесс, то это то что нужно».

В августе 2022 года Центр Современной Культуры «Флигель» и галерея TEXTURA представили персональную выставку Наташи Байдужа MADE IN CHINA.
Выставка реализована как тотальная инсталляция, рассказывающей о жизни вымышленной работницы китайской текстильной фабрики Ван Вэй.

«На выставке мы попадаем в мир на грани бодрствования и сна. Ван Вэй заснула за своей машинкой. И сложно понять, ковры – это реальные вещи или часть странного сна. Сюжеты, как бывает во сне, не связаны ничем друг с другом. Это случайный набор кадров, который мы видим перед тем, как провалиться в сон. Это состояние, когда мы ещё не спим, но уже не бодрствуем, – самое свободное для подсознания и творчества. В нём нет внутреннего критика, физические рамки реальности начинают размываться, чувства находятся на пределе, но понимание их не определено.
На выставке мне хотелось побыть в роли героя этого вымысла-сна. Для меня это опыт проживания своих страхов и поиск ответов: обязательно ли быть “художником” чтобы что-то создавать, можно ли быть разным или нужно оставаться только каким-то определённым? В ситуации, когда я в какой-то роли, мне проще взять и сбросить маску, отказаться от роли и делать что-то совершенно другое. Ещё мне страшно оказаться в таком положении, как Ван Вэй. И то, что я проживаю эту роль, освобождает меня от этого страха».
Все работы автора